Реализация жилищных прав граждан

Реализация жилищных прав граждан, проживающих на территории Петрозаводского городского округа

Право каждого человека на жилище является естественным и неотчуждаемым правом человека. Закрепление этого права в Конституции РФ является его признанием в качестве международного стандарта прав человека и как правового основания для решения одной из приоритетных социально-экономических проблем.

Реализация права на жилище является самой острой проблемой как на территории Российской Федерации в целом, так и на территории Петрозаводского городского округа в частности.

Одной из наиболее актуальных проблем в стране является проблема обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (далее – дети-сироты).

Основным нормативным актом, регламентирующим данные жилищные правоотношения, в настоящее время является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159‑ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым, с учетом изменений, действующих с 01.01.2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Федеральное законодательство возлагает обязанность по обеспечению жильем детей-сирот на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые могут своими законами передать отдельные полномочия органам местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение. Из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ должны выделяться субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.

В Республике Карелия данный вопрос регламентируется Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст.4 указанного Закона № 921-ЗРК финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия.

В рамках Федерального закона № 159-ФЗ Правительство Республики Карелия, в том числе Министерство образования Республики Карелия, наделено следующими основными полномочиями:

- издает нормативные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий;

- формирует и утверждает список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями;

- осуществляет финансовое обеспечение полномочий по приобретению жилых помещений для детей-сирот;

- осуществляет контроль за исполнением Федерального Закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года.

В свою очередь Администрация Петрозаводского городского округа наделена следующими основными полномочиями:

- устанавливает факт невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях;

- направляет в Министерство образования Республики Карелия информацию по детям-сиротам для включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями;

- формирует муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот;

- принимает решения об однократном предоставлении детям-сиротам благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

- заключает договора найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок;

- осуществляет контроль за использованием жилых помещений.

В настоящее время в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, Министерства образования Республики Карелия по Петрозаводскому городскому округу состоят 173 гражданина указанной категории,  из них 121 имеет право на предоставление жилого помещения в 2015 году.

Между тем, количество граждан, получивших жилые помещения специализированного жилищного фонда в рамках Федерального закона № 159-ФЗ, с каждым годом сокращается.

Так, в 2013 году жилые помещения получили 11 детей-сирот, в 2014 году – 8 детей-сирот, на первое полугодие 2015 – 4 человека указанной категории. 

Основными причинами неудовлетворительного состояния дел в этой сфере являются недостаточное финансирование, что не дает возможности существенно сократить очередь граждан, а также несоответствие размера субсидий реальной стоимости жилья.

Так Законом Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» бюджету Петрозаводского городского округа предусмотрена субвенция по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот на 2015 год 7 187 000 руб, на 2016 – 7 085 900 руб, на 2017 – 6 654 000 руб.

С каждым годом размер субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот сокращается.

Со своей стороны Администрация Петрозаводского городского округа регулярно направляет обращения в Министерство образования Республики Карелия о необходимости увеличения объемов предоставляемой субвенции на осуществление государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Между тем, данный вопрос на настоящий момент остается не решенным.

С 2006 года в Петрозаводском городском округе действует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, реализация которой осуществляется  за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Карелия.

Целью реализации Подпрограммы является предоставление государственной и муниципальной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий.  Подпрограмма является социально значимой, так как ее реализация позволяет повысить  уровень обеспеченности жильем молодых семей и, тем самым, снизить социальное напряжение в обществе, способствовать улучшению демографической обстановки в городе Петрозаводске и Республике Карелия.

В списки участников подпрограммы по Петрозаводскому городскому округу на 2015 год включено 793 семьи.

За период с 2012 по 2014 годы благодаря Подпрограмме получили социальную выплату и улучшили свои жилищные условия 203 семьи. На эти цели из федерального и республиканского бюджетов выделено 159 999 767,63 руб.

Сумму социальной выплаты можно направить на приобретение жилья различными способами: первоначальный взнос в ипотеку, прямая купля-продажа, индивидуальное жилищное строительство, участие в жилищно-накопительном кооперативе, а также погашение ипотечных кредитов и займов, оформленных до 01 января 2011 года. Помимо отдельных благоустроенных  квартир можно приобретать комнаты в коммунальной квартире, но не ниже учетной нормы 10 кв.м. общей площади на 1 человека.

Также из бюджета Петрозаводского городского округа в рамках реализации Подпрограммы осуществляется предоставление дополнительной социальной выплаты молодым семьям-участникам подпрограммы при рождении (усыновлении) ребенка в размере 5 % от расчетной (средней) стоимости жилья для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения.

За период с 2012 года и первое полугодие 2015 года дополнительную социальную выплату получили 23 семьи на общую сумму 3 005 351,75 рублей.

К сожалению, улучшить жилищные условия всех молодых семей-участников Подпрограммы в настоящее время не представляется возможным. Основной проблемой улучшения жилищных условий участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является недостаточное финансирование из федерального бюджета и бюджета Республики Карелия.

Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.

Из статьи 52 Жилищного кодекса РФ следует, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, перечислены в статье 51 Жилищного кодекса РФ, а именно:

- малоимущность граждан, т.е. размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, не позволяет семье приобрести жилое помещение по норме не ниже нормы предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма за счет собственных или заемных средств;

- общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (по Петрозаводскому городскому округу норма составляет 10 кв.м. общей площади);

- проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

- проживание в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения.

На 30.06.2015 год на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Петрозаводского городского округа состоят 8107 семей первые, из которых состоят на таком учете с 1971 года, из них:

ветераны Великой Отечественной войны, участники ВОВ и приравненные к ним лица – 30 человек,

инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет до 01.01.2005 – 837 человек,

ветераны боевых действий и приравненные к ним лица, вставшие на учет до 01.01.2015 – 128 человек,

граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица – 42 человека,

граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица – 20 человек,

вынужденные переселенцы – 16 человек.

За период с 2012 года по 2014 год Администрацией Петрозаводского городского округа гражданам по договорам социального найма предоставлены 344 жилых помещения.

За первое полугодие 2015 года по договорам социального найма гражданам предоставлено 47 жилых помещений. До конца 2015 года Администрацией Петрозаводского городского округа, в рамках расселения аварийного жилищного фонда, гражданам будет предоставлено по договорам социального найма еще более 90 жилых помещений.

За счет средств федерального бюджета за период с 2012 года по 30.06.2015 год улучшили жилищные условия 366 граждан льготной категории, это ветераны Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, инвалиды, граждане, уволенные с военной службы, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

 Улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории Петрозаводского городского округа, является одним из приоритетных направлений в деятельности Администрации Петрозаводского городского округа.

Между тем, проблемы в обеспечении граждан жилыми помещениями остаются. 

Это связано в первую очередь с тем, что на протяжении многих лет в Петрозаводском городском округе не велось строительство муниципального жилья, также Петрозаводский городской округ не имеет возможности предусмотреть в своем бюджете требуемое количество денежных средств на финансирование строительства нового муниципального жилищного фонда. Основным способом предоставления гражданам жилых помещений является высвобождающийся жилой фонд. Однако в связи с массовой приватизацией количество муниципального жилья ежегодно уменьшается.

Кроме того, значительная часть муниципального жилищного фонда – это полублагоустроенные жилые помещения, которые не могут быть предоставлены гражданам в рамках улучшения жилищных условий, а также аварийный фонд.

Одним из способов решения проблемы расселения аварийного жилищного фонда является участие Администрации Петрозаводского городского округа в региональных адресных программах по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых и финансируемых в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

На территории Петрозаводского городского округа в настоящее время действует ведомственная программа комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Петрозаводского городского округа» в рамках которой за счет средств федерального бюджета, средств долевого финансирования бюджета Республики Карелия и средств бюджета Петрозаводского городского округа до сентября 2017 года планируется переселить более 1630 жителей 67 аварийных домов, признанных таковыми до 01.01.2012 года.

Между тем, еще остаются нерасселенными жители 45 домов, признанных аварийными и подлежащими сносу после 01.01.2012 года. 

Одним из возможных вариантов решения данной проблемы может быть принятие на территории Петрозаводского городского округа программы по  развитию застроенных территорий, которая бы позволила обеспечить проживающих в аварийном и ветхом жилье граждан квартирами, а также развивать жилищное строительство за счёт привлечения внебюджетных средств.